Башмак
Башмак лифта – механизм, с трех сторон охватывающий направляющие в шахте и фиксирующий горизонтальное положение противовеса и кабины, обеспечивая им равновесие. Башмаки крепятся к верхним и нижним углам вертикальных рам противовеса и кабины на максимальном расстоянии друг от друга.
Башмаки бывают:
- Скользящими
Применяются на грузовых лифтах, скорость работы и высота обслуживания которых мала. Для пассажирских лифтов используются башмаки с капроновыми вкладышами. Крепятся они через продолговатые отверстия, позволяющие регулировать положение рамы относительно направляющих.
Капроновые вкладыши – та самая рабочая часть башмака, которая охватывает направляющую с 3-х сторон. Местом их установки является кольцевой паз основания, а крепятся они в фиксированной обойме с помощью болта. Между обоймой и основанием располагается амортизатор, смягчающий работу и позволяющий вкладышу поворачиваться и перемещаться относительно оси, а также исключающий его заедание при деформации направляющей. Вкладыши со временем изнашиваются и требуют замены. В некоторых случаях их заменяют чугунными.
- Роликовыми
Роликовые башмаки используются для уменьшения трения при скольжении лифта по направляющим. Устанавливаются на лифтах, работающих с высокой скоростью. Представляет собой механизм, включающий один торцевой и два боковых ролика, который охватывает направляющую с трех сторон. Диаметр роликов варьируется от 150 до 200 мм. Для перемещения кабины в горизонтальном направлении ход ролика должен составлять не более 2 мм. Для уменьшения шума работающего лифта обод ролика покрывается резиной.
Если говорить проще, башмаки – это устройства, удерживающие кабину с противовесом на направляющих и не позволяющие им и остальным составляющим лифта, установленным в шахте, биться друг о друга.