Тяговый канат
Для гибкого подвеса кабины и противовеса пассажирских, грузопассажирских и грузовых лифтов используются тяговые канаты из стальной проволоки, также называемые тросами. Во время работы лебедки лифта, они огибают ведущий шкив и наматываются на барабан. Процесс сопровождается напряжением канатов в виде сил растяжения, получаемые от массы кабины и противовеса лифта. Тросы, огибая барабан и шкив, подвергаются еще и воздействию напряжения изгиба.
Для того, чтобы тяговые канаты выдерживали такие большие нагрузки, их производят методом двойной свивки. Сначала, обладающие пружинящим свойством стальные нити проволоки скручивают в пряди вокруг стержневой центральной проволоки. Полученные пряди свиваются в единый канат вокруг эластичного сердечника. Технологически, нити проволоки могут быть одного или разного диаметров. Все элементы тягового каната для лифта должны быть скручены равномерным шагом по всей длине.
Для подвеса кабин лифтов и их противовесов используются так называемые шестипрядные тросы, свитые из 6 прядей вокруг органического сердечника. Изготавливаются канаты с большим запасом прочности и гибкости, так как от них зависят безопасность и долговечность лифтов в эксплуатации. Существуют определенные нормы коэффициента прочности, которым должны соответствовать все производимые и эксплуатируемые тросы.
К основным причинам ускоренного износа или повреждения тяговых канатов относятся:
- применение несоответствующего типа и неправильный подбор направления свивки
- неверное соотношение диаметров барабана, ведущего шкива или блока к диаметру каната
- коррозия отдельных нитей
- нерегулярное смазывание
- абразивное воздействие посторонних частиц на поверхности трения
- повышенные нагрузки при регулярных перегрузках кабины
При соблюдении необходимых условий обслуживания и эксплуатации, тяговые канаты могут выдерживать все регламентируемые нагрузки и, как правило, отличаются долгим сроком службы.